В Швейцарии практически у всех есть крестные родители, и точно также практически все ими кому-нибудь являются, а зачастую и по несколько раз (иметь двоих-троих крестников/крестниц не редкость).
Начнем с того, что в Библии ни про каких крестных ничего не сказано вообще, ни слова. Поэтому швейцарский подход в этом деле я считаю как минимум честным. Честным по сравнению с католичеством и православием, где крестным приписываются какие-то сомнительные религиозные роли (чуть ли ни защита в Судный день). Здесь, в Швейцарии, крестные родители - это культурная традиция (или лучше сказать - стало культурной традицией из наверняка церковной), и очень даже хорошая, на мой взгляд.
Так что, не смотря на явно христианский окрас слова (как в русском, так и в других языках, включая швейцарский немецкий: Gotti - крестная, Götti - крестный), ничего религиозного оно не подразумевает и ничего общего с крестными в православной или католической традиции не имеет.
Грубо говоря, роль крестных родителей заключается в том, что, если оба родителя умрут, они позаботятся о ребенке. Но, так как вероятность этого слава Богу невелика, то крестные родители - это просто особые близкие люди, которые занимают довольно видное место в жизни ребенка. Естественно, отношения с крестными у всех разные, но обычно на эту "должность" соглашаются те, кто готов такое видное место занимать.
Мой муж тому яркий пример. Его крестная, по совместительству его тетя, папина сестра, всю жизнь была ему очень близка, мы и сейчас стараемся ее раз в полгода хотя бы навещать (живет далеко), ну а созваниваются они довольно часто. Он ее называет "крестной", а не по имени (здесь теть и дядь тетями и дядями никто толком не называет, только по имени). А крестный у него - мамин брат, т.е. опять-таки дядя (это вообще очень распространено, просить своих сестер-братьев быть крестными детям: вроде как и близкий человек, и далеко ходить не надо :-) ). С ним они вообще почти не общаются, разве что на семейных реюнионах раз в год.
Крестница у мужа тоже есть, правда никакая не родственница, а дочка знакомых. Ей сейчас 9 лет, и они регулярно два раза в год что-нибудь вместе делают - ходят в зоопарк, в парк т.п. Он ее поздравляет со всеми праздниками, регулярно просто присылает открыточку или посылку.
Моему крестнику только полтора года, так что мы пока ничего вместе не делаем, но лет с трех можно уже начинать. Хотя живет он очень далеко... :-//
У наших детей тоже уже есть крестные родители. Крестный Даши, один из лучших друзей мужа, приезжает каждый месяц на ужин, помимо всего прочего. Мы так договорились уже давно, когда она была совсем малышом - чтобы она своего крестного узнавала и не боялась. А теперь, когда такой проблемы уже нет, она его просто обожает, ждет его приезда и обязательно устраивает с ним подушечные бои :-)
А у Наума крестные - наши хорошие друзья, семейная пара с двумя детьми. С ними все намного проще, т.к. мы очень часто видимся - и в церкви по воскресеньям, и в течение недели друг у друга в гостях.
А хороша традиция тем, что у ребенка появляется близкий взрослый человек, который в то же время и не родители, и не бабушка с дедушкой - у них всех другие роли. А с крестными можно поговорить о том, о чем с родителями не поговоришь, например, или они тебя свозят в какое-нибудь увлекательное место на весь день, куда так просто никто не сводит (+ родителям тоже отдых). Так что швейцарский подход к крестным родителям полностью одобряю! :-)
Как интересно )) У нас знакомые тоже спрашивали, согласны ли мы быть такими крестными. Мы согласились. Но мы так и не поняли - где и в какой момент появляются наши имена? При крещении? Но мы не были на крестинах, и мне кажется, они и не крестили. Где-то в других учреждениях?
ReplyDeleteОфициально имена нигде не появляются, хотя про крестины ничего не знаю, мы детей не крестим. Так что это больше социально-дружеская роль, чем номинально-что-то-значащая :-)
Delete