Винтертур
считается самым «bike-friendly»
городом в Швейцарии, и это учитывая, что
Швейцария сама по себе уже достаточно
байк-фрэндли. Можно смело утверждать,
что велосипеды здесь есть у каждого,
кто физически в состоянии на них залезть. Ездить начинают с самых малых
лет, сначала на трехколесных для совсем
малышей, а потом на двухколесных, но без
педалей — тренирует равновесие. В
результате любой швейцарец может
спокойно ездить, вообще не держась за
руль! Для меня это было просто шоком.. Я
поначалу вообще довольно неуверенно
ездила, чувствовала себя полным
вело-идиотом по сравнению с обгоняющими
меня на полном ходу швейцарцами. Долго
училась одной рукой управлять — здесь
обязательно надо рукой показать в какую
сторону ты поворачиваешь. Ездить вообще
не держась за руль за пять лет так и не
научилась. И не уверена, что хочу :-)
В целом все
организовано так, чтобы люди ездили на
велосипедах. Велосипед — это часть
уличного движения, такое же транспортное
средство, как и все остальные. Велосипедам
отведено чуть ли не полдороги — по
полосе с обеих сторон, полоса шириной
где-то метр. Зачастую есть и вообще
отдельные велосипедные дорожки,
параллельные главной улице. Для
велосипедов есть специальные парковки,
всегда бесплатные (платную знаю только
одну — подземную на главном вокзале,
стоит 1 франк в день). Поднакачать шины можно бесплатно около многих специализированных веломагазинов.
Здорово они придумали с "заправкой". Это, правда, в Берне :-) |
Велосипедисты
подчиняются тем же ПДД, что и автомобилисты
— правый приоритет, светофоры, пешеходные
переходы и т.д. По тратуарам, соответсвенно,
ездить нельзя, но это, понятное дело, и
не проблема. К вопросу о
ПДД: когда я приехала в Швейцарию, мне
в течение года надо было пройти экзамен
на вождение, чтобы мои российские права
«зачлись». Если не проходишь экамен или
тянешь больше года, то надо делать все
заново — ходить на курсы, сдавать теорию,
водить год в качестве «L»
и т.п. (что стоит в сумме чуть ли ни 5.000).
Поэтому мотивация сдать
этот экзамен у меня была. Но пришлось
взять 5 уроков вождения, по больше части
как раз из-за велосипедов, потому что
здесь довольно много правил, которых у
нас вообще нет — когда заезжать на
велосипедную полосу, а когда нет, когда
пропускать велосипед на повороте, а
когда нет — все в таком духе. Так что
понадобилось некоторое время, чтобы
это освоить и, главное, привыкнуть.
Здесь я стала большим
фанатом езды на велосипеде — и быстро
(сел и поехал, а то пока дойдешь до
автобусной остановки, пока приедет
автобус, пока доедешь до центра..), и
дешево (мне со всеми поими скидками
поехать на самое короткое расстояние
на автобусе стоит 2.20, туда-обратно
получается 4.40, так что экономия заметная),
и полезно — хоть какое-то движение.
Проблема возникает в плохую погоду:
если дождь, то даже специальный плащ не
сильно спасает, а если холодно, то нужны
уже специальные перчатки от ветра, а то
руки леденеют мгновенно. Ну и с детьми,
конечно, уже не просто сел и поехал, а
нужен прицеп, прицеп прицепить, детей
усадить, и все это дело на себе дотащить..
Вот, в качестве
иллюстрации, обычный винтертурский
светофор — для автомобилей, для автобуса
и для велосипедов.
Да-да, я тоже до сих пор чуть ли не с благоговением смотрю на финнов, которые ездят без рук, на совсем маленьких детишек, которые уже могут ездить на двухколёсных велосипедах. Я мало-мальски могу ехать, держась одной рукой (правой :)), но чтобы вообще без рук.
ReplyDeleteА еще мне нравится, когда видишь, как катаются целыми семьями. Так здорово: папа, мама и детишки. Каждый на своём велосипеде, в шлемах, - так дружно :)